Письменная коммуникация — важнейший канал коммуникации в работе государственного гражданского служащего. В программе сделан акцент на грамотном оформлении служебных текстов, языковых особенностях деловой переписки. Программа дает возможность существенно улучшить свои коммуникативные навыки. Позволяет на практике изучить основные требования к оформлению писем, разобрать сложные случаи использования языковых норм и правил, научиться правильно составлять проекты ответов на обращения и сообщения граждан.
Правила деловой переписки в органах власти
Информация о программе
Для кого этот курс
Программа ориентирована на государственных гражданских и муниципальных служащих, представителей государственных и муниципальных учреждений.
 
Слушатель в результате освоения программы должен
знать:
- значения и функции делового (служебного) письма;
 - требования ГОСТа к составлению и оформлению служебных писем;
 - содержание инструкций по делопроизводству в органах власти;
 - нормы и правила при оформлении текстов управленческих документов;
 - требования к изложению информации в тексте документа;
 - основные разновидности деловых писем;
 - требования к визированию делового (служебного) письма;
 - лексические и фразеологические особенности деловых писем;
 - морфологические и синтаксические особенности деловых писем.
 
 
уметь:
- осуществлять выбор и заполнять бланки писем;
 - осуществлять учет требований нормативных правовых актов Санкт-Петербурга при разработке бланков исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга;
 - изготавливать электронные документы на основе электронных шаблоны бланков;
 - соблюдать требования к оформлению текстов с помощью компьютерной техники;
 - соблюдать порядок работы с деловым письмом;
 - классифицировать деловые письма;
 
 
владеть:
- навыками правильного оформления реквизитов и адресата документа при составлении делового письма;
 - навыкам оформления делового письма ограниченного доступа (с грифом «ДСП»);
 - культурой письменной деловой речи;
 - навыками соблюдения смысловой точности речи;
 - навыками редактирования текстов официально-делового стиля речи;
 - документированием управленческой деятельности.
 
Ключевые пункты программы
1. Документирование управленческой деятельности: деловая переписка.
1.1. Значение делового (служебного) письма. Функции делового письма. Роль деловой переписка в органах власти.
1.2. Подготовительный этап, выбор вида бланка. Инструкция по делопроизводству. Требования ГОСТ Р 7.0.97−2016 к бланкам. Формы и виды бланков делового (служебного) письма. Состав реквизитов документов, создаваемых в органах государственной власти Санкт-Петербурга. Образцы бланков. Разработка новых бланков. Бланки электронных документов.
1.3. Оформление реквизитов, используемых при составлении делового письма. Адресат документа. Регистрационный номер и дата документа. Особенности оформления реквизитов в связи с регистрацией документов в ЕСЭД. Заголовок документа.
1.4. Написание и оформление текста письма. Основные особенности деловых (служебных писем). Требования к оформлению текстов с помощью компьютерной техники. Требования к изложению информации в тексте. Составление текста письма. Основные разновидности деловых писем. Оформление реквизитов «Подпись» и «Отметка об исполнителе». Печать. Визирование делового (служебного) письма. Оформление делового письма ограниченного доступа. Оформление делового письма с двумя и более корреспондентами. Порядок работы с деловым письмом.
 
2. Языковые особенности деловой переписки.
2.1. Стилевые доминанты деловой переписки. Классификация деловых писем. Культура письменной деловой речи. Официально-деловой стиль речи. Язык документов. Деловое письмо. Виды официальных и частных деловых писем. Основные стилевые доминанты деловой переписки. Лингвокультурологическая традиция. Лексические, морфологические и синтаксические особенности употребления языковых средств в официально-деловом стиле.
2.2. Лексические и фразеологические особенности деловых писем. Типичные ошибки. Смысловая точность речи. Ошибки, связанные с незнанием лексического значения многозначных слов, употребления синонимов и паронимов. Ошибочное использование терминов и профессионализмов. Неуместное использование иноязычных слов. Ошибки, связанные с использованием разговорных и просторечных слов. Нарушение лексической сочетаемости и целостности фразеологических оборотов. Речевая избыточность (плеоназм и тавтология) и недостаточность.
2.3. Морфологические и синтаксические особенности деловых писем. Морфологические трудности, связанные с употреблением имени существительного, прилагательного, числительного и местоимения. Синтаксические трудности в деловой переписке: употребление форм именного и глагольного управления, конструкций с однородными членами, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений.